Пермский "звериный стиль"

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО УСЛУГАМ

Главная Символы, легенды, истории Пермский "звериный стиль"
Пермский "звериный стиль"
Индекс материала
Пермский "звериный стиль"
Звериный стиль - 2
Новые лики пермского зверинного стиля
Все страницы
Пермский звериный стиль - своеобразное искусство создания предметов с изображениями животных и человека из металла, дерева, бересты, кости, керамики, кожи, меха, развивавшееся с эпохи неолита до позднего средневековья на территории Урала, Приуралья и Западной Сибири. Искусство мелкой металлической пластики, занимающее особое место среди разнообразных звериных стилей, широко распространенных в искусстве разных племен и народов.

Большинство произведений пермского звериного стиля обнаружено в могильниках и в местах, где совершались религиозные обряды. Ряд исследователей соотносят их с чудью (название предков финно-угорских народов) и называют чудскими. Содержание и художественную специфику пермского звериного стиля периода расцвета составляют зооморфные (преобладают изображения медведя, лося, бобра-ящера, коня, лебедя, утки, змеи) и зооантропоморфные образы, тесно связанные с общественным строем племен, хозяйственной деятельностью, религиозными представлениями, знаниями об окружающей среде. Наиболее оригинальными являются плоские и объемные металлические бляхи со сложными композициями: человек и лось, человек и птица, человек между нижним и верхним миром, семейные пары с потомством.

Происхождение пермского звериного стиля до настоящего времени остается спорным. На протяжении тысячелетий Прикамье испытывало влияние культурных традиций разных народов. Звериный стиль, выраженный в металлопластике, характерен для огромной территории, заселенной родственными финно-угорскими народами.

Пермский звериный стиль представлен сотнями находок ажурных бронзовых и медных пластин, фигурок, рельефных пронизок, подвесок с объемными изображениями животных, птиц, рыб, фантастических существ и людей. Этот стиль со всей определенностью можно назвать пермским, так как сложился он на пермской земле, почти все предметы металлической скульптуры этого стиля обнаружены в пределах Верхнего Прикамья, преимущественно в Чердынском районе, на территории Коми-Пермяцкого округа и прилегающих к нему районов, а также в бассейнах рек Сылвы и Чусовой.

Истоки этого искусства уходят в глубокую древность, в период палеолита. К древнейшим произведениям искусства, созданным человеком на территории Прикамья, можно отнести геометрический рисунок на ребре мамонта со стоянки Пещерный Лог. В дальнейшем геометрический и зооморфный орнамент широко использовался при орнаментации посуды.

К периоду неолита относятся наиболее ранние рисунки знаменитого Писаного Камня на реке Вишере в Красновишерском районе. Рисунки, выполненные охрой, расположены на высоте от 2 до 7 м. Охота была главным занятием первобытных людей. В таежных районах Прикамья она сохранялась значительно дольше, в связи с чем долго удерживались религиозные верования, связанные с почитанием животных и птиц.

В период бронзового и раннего железного веков в Прикамье появляются привозные изделия с изображениями животных Зауралья. Среди наиболее эффектных изделий можно назвать кинжал с изображением баранов с Турбинского II могильника, а также фигурки горных козлов, найденные на реке Вишере и на стоянке Ерзовка около села Частые. В VIII - III веках до н. э. Прикамье довольно тесно контактировало со степными племенами. В этот период на памятниках появляются предметы скифо-сарматского звериного стиля, которые послужили образцами для местных мастеров и творчески ими переработались. Так, характерные для степняков изображения барсов и пантер заменились изображениями волков и медведей. Один из самых популярных скифских сюжетов - олень - заменился изображением лося.

Большинство сюжетов пермского звериного стиля находит свое объяснение в мифологии финно-угорских народов Европы и Сибири, являясь своеобразной иллюстрацией к определенным мифам и легендам, объясняющим возникновение мира и человека, его отношения с богами, героями, духами.

Считается, что многие сюжеты звериного стиля являются реальным отражением культа предков, культа плодородия, принадлежностью обрядов охотничьей и производственной магии. Наиболее распространены сюжеты, изображающие лося, медведя, коня, утку или лебедя. Особым почетом пользовалась у местных племен утка, благодаря которой, по легенде, на земле возникла суша. Своеобразным символом пермского звериного стиля стала прямоугольная бляха с изображением медведя.

Изделия звериного стиля предназначались для разных целей. Часть их использовалась в виде подвесок-амулетов и входила в состав костюма. Особое значение в древности местное население придавало поясу, служившему оберегом. Для усиления охранительной роли пояса на него крепились многочисленные амулеты. Богато украшенные поясные наборы довольно часто встречаются во время раскопок могильников ломоватовского и родановского времени.

"Золотым веком" звериного стиля называют период ломоватовской культуры (VII-IX века). В этот период оформляются сложные литые композиции, объединяющие человека, животных, птиц, а также фантастических существ.

Особенно близкие аналоги пермскому звериному стилю встречаются в сюжетах урало-сибирского звериного стиля. Но в отличие от пермского звериного стиля в Зауралье не получили распространение сложные многофигурные композиции с изображением людей и животных, стоящих на ящере.

Крупные собрания пермского звериного стиля имеются в Государственном Эрмитаже, Пермском областном краеведческом музее, Государственном историческом музее, Чердынском районном музее, в кабинете археологии Пермского государственного университета.

«Этот стиль совершенно необычаен и, пожалуй, не знает себе подобного нигде в мире. Правда, и возник он в очень своеобразной стране, сочетавшей тонкую роскошь сасанидского серебра с первобытной грубостью диких охотников» Такую яркую характеристику дал пермскому звериному стилю известный русский археолог А. А. Спицын, познакомившись с одной из первых коллекций древностей, найденных на территории Пермского края.
Шаман - идол IX-XI вв.
Коньковая шумящая
Два крылатых
Шаман - идол IX-XI вв.
Коньковая шумящая
подвеска X-
XX.
Два крылатых
человеколося VIII-IX вв.
С.Г. Строганов
С.Г.Строганов, основатель
первого собрания изделий
пермского звериного стиля
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ изделий пермского звериного стиля сложилось в селе Ильинском, которое было к началу XIX века столицей строгановских вотчин. С.Г. Строганов, узнав об археологических находках в Прикамье, распорядился их покупать и присылать к нему в Санкт-Петербург.

На данный момент встретиться с этими культовыми предметами можно не только в музеях Пермского края, но и в Эрмитаже, Государственном историческом музее, Национальном музее Финляндии.
В XIX веке находки пермского звериного стиля рассматривались учеными как подтверждение, что когда-то давно на территории Прикамья существовала загадочная страна Биармия, населенная сказочно богатым народом, почитавшим Золотую бабу. А местное население считало их чудскими, называя предметы культового литья «чудскими богами», и стремилось от них избавиться, признавая за ними волшебную силу.

ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ являет собой и искусство, и мировоззрение одновременно. С точки зрения художественной эти предметы сравнивают с известными образами скифского и сибирского звериного стиля. Но при этом пермский звериный стиль выполнен не в золоте, а в бронзе, что имеет свое объяснение в том, что средневековое население Прикамья особенно почитало именно этот металл. Художественные достоинства культового литья Прикамья в свое время привлекли известного художника и деятеля культуры Н. К. Рериха, Он использовал мотивы пермского звериного стиля не только при создании эскизов и декораций, но и в декоративно-прикладном искусстве, призывая обращаться к образам своей старины.

РАЗГАДКА ТАЙНЫ пермского звериного стиля — вот что двигало, зачастую, исследователями, когда они начинали заниматься образцами этого древнего искусства. Вот еще одна яркая характеристика, данная известным ученым А. В. Шмидтом: «Выполнены они в особенном, очень странном стиле. Кажется, будто эта фигуры созданы больным воображением исступленного волшебника-шамана, старавшегося воплотить кошмарные образы своих духов-помощников. Нигде, кроме Приуральского края, нет подобных изображений, в которых мешается в единое целое лосиная голова, человеческое лицо, птичьи крылья. Очевидно, в Приуралье сложились какие-то особенные условия, вызвавшие рождение этого стиля».

ОБРАЩЕНИЕ К ТЕМЕ ШАМАНИЗМА неслучайно, поскольку именно с шаманскими культами часто связывали предметы пермского звериного стиля. В этом случае культовое литье считалось частью костюма шамана, а также предметами, своеобразными жертвами, которые приносились богам. Тогда становится понятным, почему бронзовые бляшки находили не на местах поселения средневеко¬вого населения, а на святилищах, культовых местах, в кладах.

Коньковая подвеска VIII-IX вв.
Птицевидная подвеска. VI-VIII вв.
Подвеска - оберег VII-VIII вв.
Коньковая подвеска
VIII-IX вв.
Птицевидная подвеска.
VI-VIII вв.
Подвеска - оберег
VII-VIII вв.

 

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ОБРАЗЫ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ?

МЕДВЕДЬ является одним из самых известных персонажей культового литья. У ряда сибирских народов каждый год проходят медвежьи праздники, во время которых шкуру убитого на ритуальной охоте медведя укладывают таким образом, что его голова находится между лапами. Именно в «жертвенной» позе любили изображать медведя в пермском литье.

ПАРЯЩАЯ В ПОЛЕТЕ ПТИЦА — не менее яркий образ. К этому сюжету много раз обращались исследователи, показывая, что птицевидные изображения встречаются у разных народов. Так, с точки зрения Д. Н. Анучина, в представлениях древних птицы рассматрива­лись как существа, способные быть носителя­ми человеческих желаний и молений, а с другой стороны, вестниками воли богов. Птица, уносящая на своей груди человека, могла символи­зировать также и душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.

«ЧЕЛОВЕКОЛОСЬ НА ЯЩЕРЕ» — самый загадочный персонаж пермского звериного стиля, отражает сложную мифологическую систем), сохранившуюся в предметах культового литья. В мифах многих народов строение Космоса представляется трехъярусным, связывать все три яруса между собой может или мировая гора, или древо. Как лестница, ведущая с неба под землю. Ряд предметов пермского звериного стиля воплощают в себе подобную космическую карту, где нижний, подземный, мир представлен ящером, в образе которого видят и хтоническое (олицетворяющее собой дикую природную мощь земли, подзем¬ное царство) существо, и китайского дракона, и даже крокодила. Верхний мир — небесный свод — олицетворяют небесные лосихи. Средний, земной, мир населен своеобразными культовыми героями, имеющими признаки и человека, и животного, и птицы. Странствиям этих героев и посвящена большая часть предметов пермского звериного стиля.

РАСЦВЕТ КУЛЬТОВОГО ЛИТЬЯ, его золотой век, приходится на время активного общения Прикамья со странами Востока, по¬этому наряду с предметами пермского звериного стиля территория края была богата и находками знаменитого сасанидского серебра. Может быть, это не случайное совпадение, а одна из причин, которой можно объяснить взлет средневекового искусства металли¬ческой пластики? Не менее удивительным является и внезапное исчезновение практики изготовления и использования предметов пермского звериного стиля у местного населения. Но остались в собраниях музеев коллекции, к которым обращаются все те, кого не оставляют равнодушными яркие образы, воплощенные в покрытом патиной металле.

 

Источники: журнал "Welcome to Perm" № 4, 2008,

http://www.perm1.ru/perm/Ji5jUKJi3E/info.html